Дмитрий Панченко: Сон
Саша Похвалин: Жемчуг в тумане

Жемчуг в тумане

Текст: Саша Похвалин

«Мультфильмы — это для детей!» Да бросьте! Я с трудом могу себе
представить детей, которые адекватно воспринимают «Сказку Cка-
зок» или «Ежика в тумане». Да и вообще, странно, что этот тезис
родился у нас, в стране, где авторская мультипликация затмевает
собой коммерческую.

Оно и не мудрено, если учесть, что первый русский аниматор снимал
образовательные мультфильмы с использованием забальзамирован-
ных асекомых. Пропагандистские короткометражки, спецэффекты
в кино и прочее и прочее. Несмотря на то, что именно диснеевские
мультфильмы в свое время вдохновили организацию Союзмультфиль-
ма, у нас, на самом деле, никогда не было своего Пароходика Микки,
Белоснежки или Бэмби.

Вместо этого мультипликаторы тонули в рутине процесса. Мульт-
фильмы делались также, как и все остальное. Конвейерное производ-
ство и постулаты соцреализма исключали любую возможность экс-
перимента. В результате родился стиль под названием Эклер. Игро-
вой фильм покадрово обводили и называли это мультфильмом. Ну,
вы видели Каштанку. При желании можно даже разглядеть, кто из
советских суперзвезд играет персонажей. Заяц лупит волка по голове
доской, а два бобра старательно тащат его на дно реки. Бегемот
в строительной люльке с душераздирающим криком падает на волка —
вот образы русской анимации, оставшиеся в моей памяти с детства.
И знаете что? Мои дети будут смотреть Могилку для светлячков
Исао Такахаты.

Анатолий Петров — «Полигон»